Возможности центрального архангельского полигона для сбора бытовых отходов сегодня серьезно ограничены, но он продолжает работать – альтернативы попросту нет. По оценкам специалистов, решать проблему управления отходами нужно комплексно, с привлечением инвесторов. Позитивные тенденции есть, но, тем не менее, мы серьезно отстаем от других стран.
В ноябре 2016 в Портленд (США, штат Мэн) впервые были приглашены журналисты из Архангельска в рамках программы «Открытый мир». Это самый крупный город штата и побратим Архангельска. Нам показали все стороны жизни простых американцев: от многонациональной школы и центра профориентации до, например, пунктов пожарной охраны и магазинов с бесплатной едой для малообеспеченных. Жизнь за океаном, разумеется, значительно отличается от нашей, но в целом каждодневные проблемы схожи, однако к решению некоторых из них там подходят совсем иначе. Одна из главных проблем – забота об экологии. О пользе экологичного мышления, бизнесе на мусоропереработке и пропаганде правильной утилизации нам рассказали на заводе ECOMAINE.
Как дети влияют на родителей?
ECOMAINE является предприятием-лидером в области переработки и утилизации отходов. Завод принадлежит 20 муниципалитетам Большого Портленда – это некоммерческая организация, тем не менее она успешно функционирует и зарабатывает.
«В основу заложены три принципа: уменьшение количества отходов, переработка вторсырья и производство продукции из него. Кроме того, ECOMAINE ведет большую работу среди населения штата по пропаганде стратегии устойчивого управления отходами», – пояснил главный исполнительный директор завода Кевин РОЧ.
Ежегодно большая часть инвестиций уходит на образовательные программы. Главной целевой аудиторией стали школьники и подростки: предприятие ведет большую работу в школах и в собственных классах. Каждый день приезжают автобусы с детьми, для которых проводят лекции и экскурсии, демонстрируя производственные мощности ECOMAINE.
«Логика довольно проста: дети отлично влияют на своих родителей и способны обратить их внимание на правильную переработку и утилизацию гораздо эффективнее, чем СМИ или социальная реклама. Мы знаем, что достаточно провести всего час с нами, и вы получите понимание того, как необходимо обращаться с отходами, и будете рассказывать это друзьям и близким», – уверена менеджер по связям с общественностью Лиза ВУЛЬФ.
Многие американцы, оказывается, понятия не имеют, что происходит с мусором, который они выбрасывают на свалку. Одной из основных задач в ECOMAINE считают улучшение экологической ситуации в самом Портленде. По оценкам местных специалистов, в переработку пока уходит порядка 35% отходов, и одна из целей – увеличить этот показатель до 50%.
ТЭЦ на просроченных продуктах
Универсального рецепта для быстрого улучшения экологической ситуации, конечно, нет. Да, бизнес готов вкладываться в переработку мусора, это начинание поддерживает и государство, но главный этап – сбор и сортировка – зависит от простых людей. Экологическая совесть не просыпается просто так, необходимы годы работы с населением и максимальное содействие властей, чтобы получить первые результаты.
Для начала детей учат тому, что необходимо оглянуться вокруг и понять, можно ли дать вторую жизнь старым вещам: одежде, мебели, бытовой технике и т. д. В Америке много фондов и организаций, которые распределяют такую помощь, и, прежде чем выбрасывать что-то, стоит подумать: а вдруг кому-то это еще может пригодиться? Далее учат раздельному сбору мусора, объясняют, насколько это важно, и стимулируют экономически: вывоз рассортированных отходов обходится семьям дешевле. И только затем к решению проблемы подключаются заводы по переработке и производству, технологии которых позволяют успешно использовать такое вторсырье, как пластик, бумага, стекло и металл, повторно.
Одно их самых сложных направлений – работа с пищевыми отходами.
«Мы собираем то, что уже просрочено: продукты питания из магазинов, ресторанов и кафе, а также у жителей. Технологии позволяют отделять упаковку от самих отходов, поскольку вряд ли этим захочется заниматься самим жителям. Собранные отходы загружаем в промышленный пищеваритель – громадный резервуар, вмещающий сырье с 30 грузовых машин», – уточнил Кевин Роч.
Далее отходы смешиваются с коровьим навозом в соотношении 50 на 50, и в резервуар запускают особый вид червей. В процессе жизнедеятельности они генерируют газ, который аккумулируется и поступает на электрический генератор, где, сгорая, выделяет пар. «Продуктовый» пар используется на турбинах для выработки электричества. Электроэнергию ECOMAINE запускает в сеть и продает муниципалитетам. В данном случае ее хватает для освещения и отопления примерно 15 тысяч домов. Процесс выработки газа длится 28 дней, затем необходимо загружать новую порцию отходов.
После того как выходит весь газ, в резервуаре остаются твердые и жидкие отходы. Первые используют в качестве удобрения на полях, вторые высушивают и отправляют на фермы, где из них делают подстилки для животных.
За всеми процессами и соблюдением технологии строго следит экологический департамент. Глубина такой переработки достигает 90%, остальные 10% – это неперерабатываемая зола с тяжелыми металлами, которую «хоронят» на свалках. Естественно, получение такой электроэнергии – процесс дорогой и длительный, но главная цель – переработка отходов, поэтому применяемые средства вполне оправданны. ECOMAINE имеет три основных источника дохода: продажа электроэнергии, продажа вторсырья (пластик, бумага, металл и др.) и плата, взимаемая с городов за то, что они привозят мусор. Этого вполне хватает, чтобы завод работал рентабельно.
За день ECOMAINE сжигает 550 тонн мусора, а за год перерабатывает до 40 тысяч тонн отходов. Самый главный конкурент – свалки, которые кажутся муниципалитетам быстрым и легким способом избавиться от мусора. Однако такой подход позволяет лишь хранить мусор для будущих поколений во вред окружающей среде, не говоря уже об экономической отдаче.
ECOMAINE – отличный пример социального бизнеса в масштабах государства. Прибыль не ставится во главу угла, но подразумевается априори: услугами завода пользуются все больше граждан и предприятий, есть резервы для роста. Рынок бытовых отходов стабильный и достаточно большой, а значит, у переработки как бизнеса хорошее будущее. На территории Штатов работают сотни похожих фабрик, куда частные инвесторы охотно вкладывают свои средства, получая доход и проявляя заботу об окружающей среде.
Получится ли у нас?
ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" (ООО "АМПК") работает в областном центре уже 15 лет и является редким примером бизнеса «на отходах» в регионе. Однако сейчас предприятие загружено лишь на четверть.
«У нас развивать экологическую тему необходимо не с «низов», а с «верхов», – считает заместитель директора АМПК Константин НЕФЁДОВ. – Рынок вторсырья развит плохо и в Архангельской области, и в целом в стране. И тому есть ряд причин. Пока существует альтернатива в виде природных ресурсов, хороших денег вторсырье приносить не будет. Для сравнения: просто вырубить кубометр леса стоит всего порядка 300 рублей – получать с него доход гораздо проще, чем заниматься переработкой. Это во-первых. Во-вторых, на федеральном уровне о грамотном управлении отходами впервые всерьез заговорили только год назад, хотя мы вели такой диалог со скандинавами еще в середине 90-х. Плюс наша специфика – огромные территории: в Японии или в Финляндии, например, нельзя взять и выбросить отходы на улицу, сразу заметят. А в России совсем другая история».
Экологический ущерб, о котором мы сегодня говорим, – следствие практики десятилетий: повсеместные несанкционированные свалки, куда свозится мусор без сортировки, карьеры, откуда добывали песок в годы больших строек в Архангельске, засыпанные обычными отходами.. Да и нормы, принятые еще во времена СССР, пересмотрены не так давно. Сегодняшний объем отходов жизнедеятельности населения отличается от того, что был в 60-е – 70-е, в десятки раз. Тогда считалось, что в год гражданин «производит» один кубометр мусора. Не было упаковки в таком количестве, в магазин ходили с авоськами, а не покупали полиэтиленовые пакеты, сыпучие продукты заворачивали в бумагу, многие товары развозились в деревянных ящиках, которые использовали многократно, и т. д.
Сейчас мы пытаемся ориентироваться на современные тренды. С сентября 2014 года Архангельский мусороперерабатывающий комбинат начал устанавливать контейнеры для раздельного сбора мусора, сотрудничая с управляющими компаниями и ТСЖ города. Проект успешно реализуется. На сегодняшний день в областном центре установлено уже более 200 контейнеров, и население охотно следует правилам.
«Наш проект – инвестиции в свое же предприятие. Остается только ждать, когда мы перейдем к раздельному сбору мусора повсеместно, а комбинат уже к этому готов, – поясняет директор АМПК Андрей ТЕРЕНТЬЕВ. – Однако такой подход необходимо подкреплять тарифом. Условно говоря, если человек или организация сортирует мусор и управляющая компания предоставляет отходы уже в этом виде, плата должна быть меньше. Мы уверены, что сэкономить захотят многие. Сейчас тариф для тех, кто использует услуги нашего комбината по сортировке мусора, и на обычное размещение отходов на полигоне одинаковый. Тем не менее есть множество обращений управляющих компаний с просьбой установить такие контейнеры, значит, интерес есть».
Сегодня пропаганду среди населения комбинат ведет своими силами, которых, как признается руководство, не хватает. Ежемесячно на предприятии бывают группы школьников и студентов, но полноценной экологической образовательной программы в Архангельске нет, разработать ее можно только совместно с властями. Концессия подписана, ждём результатов Концессионное соглашение на строительство нового полигона и модернизации МПК, а также создание двух мусороперегрузочных станций в Архангельске уже подписано до 2019 года: концессионером стало ЗАО «Управление отходами». Требуемые вложения оцениваются в сумму порядка 1 млрд рублей. Сейчас идет процесс согласования участка земли под полигон.
«Во всех цивилизованных странах существует запрет на прямой вывоз отходов на полигон. Доступ к нему должен быть только у специализированных организаций, а получение разрешения на размещение мусора необходимо увязать с его сортировкой и переработкой – это одно из основных требований, выполнение которого позволит сделать первые шаги к грамотному управлению отходами», – подводит итог Андрей Терентьев.
Новое предприятие поможет решить немало острых проблем, а существующий комбинат будет загружен на полную мощность и станет тем самым «сортировочным звеном» в цепи переработки.
По оценкам экспертов РБК, сегодня в России система переработки отходов находится в зачаточном состоянии: на всю страну имеется около 250 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, а также десять мусоросжигательных заводов. При этом комплексов полного цикла нет вовсе. Любое новое мусороперерабатывающее предприятие будет востребовано.
В Архангельске установлено около 200 контейнеров для раздельного сбора мусора, и заявки от управляющих организаций продолжают поступать на АМПК. Как считает руководство комбината, рост «экологической культуры» населения необходимо подкреплять экономически: те, кто самостоятельно сортирует мусор, должны платить гораздо меньше. Сейчас тариф не дифференцирован.
http://www.bclass.ru/aktualno/aktualno/musor-generiruyushchiy-pribyl-poluchitsya-li-u-arkhangelska-d...ngi-iz-otkhodov-/
Опубликовано: 01.02.2017